Развитие спутникового ТВ в России

Спутниковая связь в России, как и во многих странах мира, давно перестала использоваться только для нужд государства. Потребителю сложно представить себе жизнь без GPS-навигации или спутникового телевидения. Так какова же сейчас ситуация со спутниковым вещанием в нашей стране? Многие эксперты, в том числе и я, убеждены, что Россия – один из наиболее перспективных рынков для спутникового вещания в мире. Наша страна динамично развивающаяся, с большим количеством активных предприятий разнообразного профиля. Территория России огромная и, в то же время, слабо освоенная. Населенные пункты во многих регионах удалены друг от друга. Экстремальные климатические условия, характерные для некоторых районов, и сложный рельеф не всегда позволяют использовать кабель. А наземное эфирное вещание имеет локальную зону покрытия и не всегда способно обеспечить население должным качеством связи. И тут на помощь приходит спутниковое вещание, которое решает задачу массового распространения телеканалов в высоком качестве, невзирая на физико-географические условия местности. Казалось бы, при помощи спутников можно решить большую часть затруднений, связанных с распространением телевизионного сигнала, но есть факторы, которые, несомненно, тормозят развитие этой технологии в нашей стране. Наиболее часто обсуждаемая проблема – это недостаток радиочастотного ресурса. Даже беглое знакомство с состоянием отрасли показывает, насколько высок в настоящее время дефицит спутниковой емкости. Что касается вопросов отраслевого законодательства, то тут все просто… пока не доходит до дела. За 10 лет работы в этой сфере я смогла убедиться на практике, что четко соблюдать отраслевое законодательство – задача нелегкая, и далеко не каждый рвется это делать. Объяснением этого служат две причины: во-первых, высокая степень сложности и большие временные затраты на реализацию проектов; во-вторых, неадекватная степень ответственности за нарушения. Ведь зачастую штрафные санкции не оказывают должного воздействия на нарушителей. Не исключено, что вскоре меры за несоблюдение законодательства в области связи будут ужесточаться. Еще в июле 2013 года Роскомнадзор выступил с инициативой введения оборотных штрафов. Пока эта инициатива не принята на законодательном уровне, но уже в январе этого года Минкомсвязи разработало новый законопроект. В нем говорится об увеличении штрафов за нарушение правил установки, регистрации и эксплуатации радиоэлектронных средств до 100 тысяч рублей. Ранее штраф за подобные нарушения не превышал 40 тысяч рублей. С большой долей уверенности можно сказать, что это не последняя инициатива со стороны регулятора. Ситуация с конкуренцией также сейчас не однозначна. На сегодняшний день спутниковое платное телевидение представлено пятью основными операторами, которые ориентированы на различные сегменты рынка. Пять – не слишком много для такой страны, как Россия. Но фактически сейчас на рынке есть телевидение на любой вкус. Свободного места для нового полноценного игрока остается слишком мало. Создание нового спутникового оператора требует немалых инвестиций. А зритель уже привык к невысокой абонентской плате и широкому выбору каналов, дополнительным сервисам, поэтому новая компания просто вынуждена будет предлагать свои услуги по еще более низким ценам. Частично более активное проникновение спутникового ТВ сдерживает и менталитет россиян. Во многих регионах на пути развития платного телевидения стоит непритязательность массового потребителя, который с легкостью принимает невысокое качество картинки и звука. А телевидение в нашей стране привыкли априори считать бесплатным. Рассуждения тут весьма простые: “Я из 15-20 каналов не все смотрю, зачем мне 200, да еще и за деньги? А качество? Какая разница – главное, что картинку видно, слышно, что говорят…” Безусловно, эта позиция свойственна не всем жителям нашей страны. Многим уже недостаточно этого минимума. Для такого зрителя, помимо всего прочего, необходим качественный контент, нехватка которого в настоящее время наблюдается в России. Итак, получилось пять основных барьеров, которые сдерживают российский рынок спутникового ТВ. Но я убеждена, что, несмотря на все сложности и риски, сопряженные с работой на отечественном рынке, есть драйверы, которые будут толкать его вперед. После общения с иностранными представителями из European Satellite Operators Association, SES и Inmarsat я сделала вывод, что наше законодательство постепенно приближается к европейскому и мы стараемся перенимать иностранный опыт с учетом наших особенностей. А в Европе за последние годы спутниковое вещание показало неплохие результаты, в том числе и за счет четкого и отлаженного механизма госрегулирования. Еще одним драйвером может стать вступление России в ВТО. Пока мы не можем ощутить каких-то явных результатов, но рано или поздно загорится зеленый свет для иностранных игроков. Это повлияет на уровень конкуренции, скажется на ценах как на услуги связи, так и на спутниковую емкость. Но, скорее всего, эти перспективы раскроются не раньше чем через четыре-шесть лет. Нехватка радиочастотного ресурса… Вероятнее всего – это вопрос времени. Отечественные операторы планируют запуск новых спутников, в том числе для непосредственного спутникового вещания. Правда, стоит отметить, что большинство запускаемых спутников предназначены исключительно для федеральных программ, и развиваться в ближайшее время будет именно государственное ТВ. Как быстро дело дойдет до активного наполнения спутниковой емкости пакетами платного ТВ, во многом зависит от интенсивности и качества развития данного направления. И в этом направлении есть определенные подвижки. По словам министра связи Николая Никифорова, в настоящее время разрабатываются механизмы, которые дадут уверенность в финансовой ответственности предприятий за своевременную сдачу спутника, его запуск и нормальное функционирование на протяжении всего срока службы. Если говорить об абонентской базе спутникового ТВ, то ее рост в течение последних четырех лет был весьма активным. Для сравнения, с 2008 года по 2012-й в Европе спутниковое телевидение увеличило свое присутствие на 17%, а в России только за 2012 год прирост составил 36%. Прошлый год, по предварительной оценке, показал более скромный результат по росту. Однако он составляет около 2 млн абонентов – это примерно 12%. Наиболее активный период роста абонентской базы подходит к концу, но говорить о резком снижении новых подключений и тем более об оттоке абонентов очень рано. По оценочным данным за 2013 год, в России только 30% домохозяйств получают телевизионный сигнал через спутники. Проникновение спутникового ТВ продолжает расти, в то время как показатели по кабельному ТВ остались неизменными. А в Европе даже был отмечен отток абонентов кабельного вещания. Если ориентироваться на Европу, которая опережает нас по развитию спутникового вещания лет на пять, там самый популярный способ доставки сигнала – через спутник. Он примерно на 6% опережает способ доставки сигнала посредством кабеля. В России же пока кабельное ТВ значительно опережает спутниковое, но, судя по тенденциям, это не надолго. Подводя итог, можно отметить, что сейчас, в период формирования рынка спутникового телевидения, активное сражение за количество абонентов будет продолжаться. А дальше начнется сражение за качество и в первую очередь за качество контента, который, стоит отметить, сейчас в дефиците. Сложившаяся ситуация будет постепенно меняться одновременно с развитием рынка и культуры телесмотрения. Появление достаточного количества свободной емкости по разумной цене, а также своевременная адаптация нормативной базы дадут хороший толчок для развития спутниковой связи в России. Источник: www.telesat-news.net по материалам: www.comnews.ru
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *