Запретить кодирования, отменить лицензии «Зеонбуда», изменить частотное планирование
Внедрение цифрового эфирного телевидения стандарта DVB – T2 в течение последних двух лет происходило непрозрачно , с нарушениями нормативно – правовых актов и международных соглашений. Ниже пойдет речь о ключевых недостатки , которые помешали цифровизации украинского телеэфира.
1 . Непрозрачный конкурс по выбору оператора – провайдера четырех мультиплексов , рассчитан на компанию , созданную за один месяц до начала конкурса (ООО « Зеонбуд »). Кроме того , это грубое нарушение антимонопольного законодательства .
2 . Непрозрачный и несправедливый конкурс по отбору телекомпаний для вещания в четырех цифровых эфирных мультиплексах . Безосновательно победителями было объявлено несколько телекомпаний , созданных перед конкурсом . Зато несколько телекомпаний с опытом работы , известных среди зрителей , в мультиплексов не попали. Соответствии с международной практикой и элементарной логики , телекомпаниям , которые говорят в аналоговом эфире , предоставляется право вещания в цифровом мультиплексе очередь , без конкурса. Кроме того , резервируются цифровые каналы для общественных потребностей (таких как каналы « Культура» , «Рада» , детских , познавательных и т.п.). В частности , так было реализовано наполнения мультиплексов в России и других странах СНГ.
3 . Кодирование эфирного цифрового сигнала телеканалов , входящих в состав бесплатных программ (универсальная программная услуга ) – это заранее запланирована владельцами « Зеонбуда » сделка с использованием средств , взятых из бюджета для бесплатной раздачи тюнеров , закупленных по ценам , больше рыночных. Это единственный прецедент в мире, привел к увеличению цены приемников ( тюнеров ) почти вдвое по двум причинам : усложнение модели тюнеров и необходимости оплаты роялти компании Irdeto за поддержку дорогой системы условного доступа Irdeto Cloaked .
4 . Использование прогрессивного современного стандарта DVB – T2 – это правильно , но преимущества DVB – T2 стандарта ( а именно увеличение ресурса сети на 35-45 не используются. Иными словами имеющимся около 32 телеканалов можно добавить еще 6-7 стандартной четкости SD в каждый из 4 мультиплексов , в общем 24-28 телеканалы. Это уменьшило бы расходы телекомпаний на трансляцию телепрограмм примерно вдвое. Кроме того , это повысило бы популярность DVB – T2 путем введения некоторых платных телепрограмм и других мультимедийных услуг для части платежеспособных пользователей .
5 . Использование Украинским государственным центром радиочастот (УГЦР ) архаической многочастотного системы частотного планирования ( MFN ) вместо одночастотной ( SFN ) – это грубое нарушение Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания ( постановление Кабинета Министров Украины № 1085 от 26.11.2008 г. ) и Международного соглашения « Женева- 2006 ». Это нарушение может привести к потере Украиной значительного радиочастотного ресурса и поэтому должен стать предметом расследования правоохранительных органов. В частности, использование MFN вместо SFN лишает одной из важнейших преимуществ цифрового эфирного телевидения – принимать цифровой сигнал приемником от соседних передатчиков на одной и той же частоте. Есть теряется возможность экономить частотный ресурс и принимать цифровое телевидение портативными комнатными антеннам для 90-95 % населения в городах с многоэтажной застройкой. В сети SFN антенны не нужно устанавливать на крыше , а принимать сигнал можно даже мобильными телефонами. Из-за использования MFN уменьшаются возможности использования всех цифровых частот , предоставленных Украиной международному соглашению « Женева -2006 » , и получения дополнительных цифровых частот после выключения аналогового телевидения.
6 . Заявление Нацсовета , Госкомтелерадио , УГЦР , « Зеонбуда » , что 167 станций MFN сети « Зеонбуда » обеспечивает покрытие цифровым сигналом для 95 % населения , не соответствует действительности и не подтверждена ни измерениями , ни расчетами. Специалистами УНИИРТ (Одесса ) еще в 2011 году рассчитан , что покрытие сети « Зеонбуд » даже с использованием направленных приемных антенн на крышах домов достигает максимум 60-70 % населения. Реальная практика использования DVB – T2- приемников показывает , что в условиях Киева с многоэтажной застройкой и холмистой неравномерным ландшафтом цифровой сигнал достигает не более 30 % населения при использовании одного передатчика на центральной передающей башни Концерна РРТ.
Что и необходимо сделать , чтобы исправить эти недостатки и приблизить Украину к переходу с аналогового на цифровое телевидение в кратчайшие сроки – до лета 2015 года ?
1 . Обязать Нацсовет запретить кодирования сигнала без согласия телерадиокомпаний. Это нужно сделать немедленно . Это уменьшит цену приемников почти вдвое (до $ 25-35 ) , а следовательно уменьшит нагрузку на госбюджет при поддержке малообеспеченных пользователей аналогового эфирного телевидения. Согласно международной практике , такая поддержка предоставляется не ранее чем за полгода до отключения аналогового сигнала.
2 . Для обеспечения покрытия 95-98 % , которое существует в аналоговой сети Первого национального , необходимо установить цифровое оборудование на всех примерно 500 передающих станциях Концерна РРТ в одном из мультиплексов (например , МХ -1). Это означает , что перед отключением аналогового телевидения нужно дополнительно установить передающее оборудование на 300-320 передающих станциях мультиплекса МХ -1 в первую очередь для программ общественного вещания (14-16 телепрограмм стандартной четкости и 10-12 радиопрограмм ) .
3 . Для выполнения п. 2 обязать УГЦР провести дополнительный расчет , выделения и присвоения частот в одном мультиплексе для 300-320 передающих станций одночастотного синхронного режима работы ( SFN ) в каждой из 81 SFN -зон согласно договору « Женева- 2006». Введение дополнительного мультиплекса нарушит нынешний монополизм и уменьшит цены за трансляцию телепрограмм для телекомпаний.
4 . Обязать Нацсовет включить без конкурса в мультиплекс МХ- 1 дополнительно 7-8 телеканалов (прежде общенациональных телеканалов , которые используют аналоговые частоты) , а также предложить цифровое вещание радиокомпаниям – прежде всего для УР -1 , УР -2 , УР -3. Обязать Нацсовет содействовать созданию консорциума общенациональных телекомпаний , которые смогут совместно финансировать увеличение количества станций одного мультиплекса , используя сеть станций государственного Концерна РРТ. Учесть , что в сетях Концерна РРТ работает около 500 аналоговых передатчиков , которые возможно модернизировать в цифровые , сэкономив значительные средства . Эти передатчики относятся Концерна РРТ и телекомпаниям .
5 . В связи с нарушением антимонопольного законодательства при определении провайдера цифрового телевидения в 2010 году отменить решением Нацсовета ее собственное решение 2010 о выдаче лицензий провайдера мультиплексов МХ- 1 , МХ- 2 , МХ -3 , МХ -5 компании « Зеонбуд » и провести повторный конкурс среди провайдеров.
6 . Обязать УГЦР и Нацсовет использовать методику , разработанную УНИИРТ по инициативе Независимой ассоциацией вещателей , для расчета маломощных цифровых частот , которые смогут использовать местные телекомпании для перехода на цифровое телевидение до выключения аналогового сигнала.
7 . Постановлением Верховной Рады создать Координационный комиссию по регулированию перехода на цифровое телевидение и подготовки Программы постепенного отключения аналогового телевидения. Согласно международной практике , срок параллельного вещания в аналоговом и цифровом режиме должен длиться не менее 1,8-2 лет. Программу постепенного отключения аналогового телевидения нужно начинать готовить немедленно и желательно принять ее как Закон Украины .
Если осуществить предложенные шаги , Украина имеет шанс перейти на цифру с наименьшими потерями как для телевизионного рынка , так и для телезрителей.
Источник: www.telesat-news.net по материалам: www.telekritika.ua
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.