Русские над Африкой
С запуском в конце прошлого года двух современных спутников группировки “Ямал” доходы оператора “Газпром космические системы” (ГКС) в 2013 году должны вырасти почти в 1,5 раза. Большой потенциал компания видит в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. О перспективах бизнеса на международном и внутреннем рынке корреспонденту “Стандарта” Дмитрию Петровскому рассказал генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов.
– После вывода на орбиту двух спутников “Ямал-200” последовал девятилетний перерыв. Как новые запуски изменили рыночную ситуацию и маркетинговую стратегию ГКС?
– Новые запуски – большое, очень ожидаемое для нас событие и одновременно – серьезное испытание. Последние 3-4 года операторский бизнес компании развивался лишь за счет оптимизации загрузки действующих спутников. С запуском 3 ноября “Ямал-300К” (52 транспондера, эквивалентных 36 МГц) и 8 декабря “Ямал-402 (66 эквивалентных транспондеров) емкость группировки “Ямал” выросла в 2,5 раза. Наша первоочередная задача теперь – быстрая, насколько это возможно, реализация новой емкости.
Активные предварительные продажи позволили нам обеспечить высокую начальную загрузку спутника “Ямал-300К”. Новый спутник пополнил ресурс в ключевой для нашего космического флота и для российского рынка позиции 90 град. в.д. Эту точку мы начали осваивать еще в 1999 году со спутником “Ямал-100”. Затем эстафету в 2003 году принял “Ямал-201”. Сейчас эта точка весьма популярна у российских телевещателей и у провайдеров ШПД-услуг. Поэтому широкие контурные лучи “Ямал-300К” С- и Ku-диапазона были арендованы еще до запуска спутника, что сразу обеспечило загрузку 50% его общей емкости. В узком эллиптическом луче “Ямал-300К”, направленном на европейскую часть России и Западную Сибирь, еще остается свободный ресурс. Но загрузка идет быстро, особенно, увы, в связи с авариями и задержками запусков других российских спутников.
“Ямал-402”, в отличие от “Ямал-300К”, в гораздо большей степени ориентирован на международный рынок: около 40% его емкости – в лучах, направленных на территории вне России.
– Доходы на иностранных рынках обеспечивают почти треть выручки ГКС. Расширится ли международный бизнес компании благодаря новым спутникам?
– “Ямал-202”, работающий в позиции 49 град. в.д. с 2003 года и покрывающий всю Европу, Ближний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию, востребован и полностью загружен. К концу 2012 года именно этот спутник генерировал основную долю доходов ГКС на международном рынке. Кстати, мы ему уже готовим преемника. В первой половине 2016 года на смену “Ямалу-202” должен прийти гораздо более мощный спутник “Ямал-601”, который поддержит нашу клиентскую базу в С-диапазоне и позволит развивать российский бизнес компании в Ku- и Ka-диапазонах.
Самый мощный в нашей орбитальной группировке спутник “Ямал-402” установлен в новой для бизнеса ГКС орбитальной позиции 55 град. в.д. Пять его лучей покрывают Россию, Европу, Ближний Восток и Африку южнее Сахары. Требуется некоторый период привыкания клиентов к новой точке и к новому спутнику. Если говорить о российском рынке, то чтобы “приучить” потребителей к работе со спутниковым ресурсом в позиции 55 град. в.д., сюда был переведен и полтора года отработал спутник Astra 1F, арендованный ГКС у глобального оператора SES. Покрывая европейскую часть России, спутник Astra 1F привлек клиентов и обеспечил начальную загрузку “Ямал-402” в России. Все клиенты Astra 1F перешли на “Ямал-402” и сразу же почти на четверть загрузили российскую часть емкости спутника. А вот реализация иностранных лучей “Ямал-402” – это как раз тот самый новый и непростой для нас бизнес. Однако конкурентоспособные параметры спутника и его ресурса позволяют нам с оптимизмом смотреть на перспективы продаж на международном рынке.
– На “Ямале-402” есть африканское покрытие. Каковы основные сложности и нюансы ведения бизнеса в Африке?
– Сегодня в Африке – сильнейшая конкуренция между спутниковыми операторами. На африканском рынке весомо присутствуют все гиганты глобального спутникового операторского бизнеса: Intelsat, SES, Eutelsat, Telesat, а также сильные региональные операторы. В середине 2000-х годов спрос на услуги спутниковой связи и вещания в африканских странах сильно превысил предложение. Поэтому для предоставления услуг только в странах южнее Сахары за пару лет с 2009 года 13 спутниковых операторов запустили или перевели из других позиций два десятка спутников, имеющих лучи, покрывающие регион. Рост емкости за это время составил более 200 транспондеров. Кроме того, в те же годы побережье континента опутали мощные подводные оптические кабели. Но глубинные районы Африки из-за слабого развития сетей доступа по-прежнему остро нуждаются в услугах спутниковой связи. В Африке работают многие крупные негосударственные организации, горнорудные, нефтегазовые, транспортно-логистические корпорации. Большинство европейских телепортов нацелены на работу со странами Африки.
Южный луч спутника “Ямал-402”, хорошо покрывающий всю Центральную, Восточную и Южную Африку и позволяющий соединить Африку с Европой, интересен потребителям.
– Что “Газпром космические системы” делает для продвижения на новые рынки?
– Мы прилагаем усилия, чтобы на этих рынках нашу компанию и наши возможности узнали лучше. В частности, в ГКС создан новый коммерческий департамент, который будет сосредоточен на работе исключительно с развивающимися рынками. Мы стараемся не упустить любую возможность лично встретится с потенциальными клиентами. Это повышает доверие и помогает изжить предубеждения. Представители ГКС в мае посетили выставку Satcom Africa в Йоханнесбурге, следующая на очереди – AfricaCom в Кейптауне в ноябре этого года. Мы настойчиво предлагаем потенциальным клиентам протестировать наш спутниковый ресурс, чтобы оценить его по достоинству. С помощью перенацеливаемого луча “Ямал-402” мы зондируем рынки Южной и Юго-Восточной Азии.
Пока “Ямал-402” позиционируется на международном рынке преимущественно как спутник для провайдеров услуг связи (каналы “точка-точка”, услуги VSAT, доступ в интернет, перегон контента и т.д.). Однако мы не исключаем, что на этом спутнике могут появиться и ТВ-пакеты, в том числе, DTH-платформы. Энергетические параметры “Ямал-402” это позволяют.
– В какие сроки вы планируете полную загрузку обоих новых спутников?
– Мы ожидаем ускорение загрузки в конце 2013 – начале 2014 года, а выход на полную загрузку мы планируем к началу 2015 года.
– Каковы временные перспективы окупаемости и полного срока службы “Ямал-402”?
– Обычно срок окупаемость современного телекоммуникационного спутника составляет примерно пять лет. “Ямал-402” работает в коммерческом режиме с февраля этого года. Из-за нештатного выведения потеряны 3,5 года службы, но осталось еще 11,5 лет активной жизни – хороший срок для реализации на базе этого спутника долгосрочных проектов.
– Как ГКС использует страховое возмещение за нештатный запуск “Ямал-402”?
– Возмещение в размере 73 млн евро в первую очередь пойдет на обслуживание инвестиционных кредитов, привлеченных для финансирования строительства спутника. Часть средств мы намерены направить на восполнение и развитие спутниковой группировки.
Если говорить о развитии нашей орбитальной инфраструктуры, то надо еще раз упомянуть спутник “Ямал-601”. Построит его и запустит его на российском “Протоне” компания Thales Alenia Space, ставшая победителем открытого конкурса “Газпрома”.
– Когда ГКС ожидает запуск очередного спутника?
– Запуск спутника “Ямал-401” с российскими лучами С-и Ku-диапазонов и 88 эквивалентными транспондерами, который строит “ИСС имени Решетнева”, ожидается в первой половине следующего года.
– Повлияет ли запуск “Ямала-401” на развитие международного бизнеса ГКС?
– Да, и весьма существенно. С запуском “Ямал-401” в позицию 90 град. в.д. “Ямал-300К” полностью передаст свою загрузку ему и будет перемещен значительно восточнее – в позицию 183 град. в.д. “Ямал-300К” из этой точки покроет Дальний Восток, Северный Китай, Корею, Японию, северную часть Тихого океана (районы интенсивного судоходства) и “дотянется” до западного побережья США. Перенацеливаемый луч будет направлен на Австралию или на другой регион Юго-Восточной Азии. Так как из нашего Телекоммуникационного центра в Щелково этот спутник будет не виден, в районе Хабаровска мы построим новую станцию управления и телепорт, тем самым расширив географию нашей наземной инфраструктуры.
– Как повлияла на бизнес ГКС недавняя авария российского спутника “Экспресс-МД1”?
– Еще в 2012 году из-за дефицита емкости у ГПКС “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” для решения задач цифровизации телевидения использовала емкости С-диапазона спутников ГКС (преимущественно “Ямал-202”).
Когда в начале июля случилась авария “Экспресс-МД1” мы нашли дополнительные ресурсы на “Ямал-202”, а также предложили емкость новых спутников “Ямал-300К” и “Ямал-402”. Это было непросто: лучи С-диапазона наших спутников оказались загружены практически полностью. Пришлось провести серьезное перепланирование ресурса. В результате на спутниках ГКС появились дополнительные цифровые ТВ-пакеты первого и второго мультиплекса (сейчас их у нас 12), а также региональные телеканалы. Это несколько повысило наши доходы, но в данном случае – это не главное. Мы решили государственную задачу, и это дорогого стоит. Телекомпании и госструктуры еще раз убедились, как это здорово, что в России – не один оператор спутниковой группировки. Ведь это не только здоровая конкуренция, но и резервирование для важных национальных проектов.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.