Спутниковый Интернет растет как на дрожжах

Российский рынок спутникового широкополосного доступа для физических лиц переживает бурный рост. С января по июнь 2013 г. количество пользователей, подключивших услугу СШПД, выросло на 60,7% – до 4 671. При этом база комбинированного ШПД сокращается, а сегмент двустороннего ШПД, наоборот, растет. Таковы данные исследования ComNews Research, в ходе которого были изучены абонентские базы СШПД-операторов AltegroSky, GXSat, HeliosNet, StarBlazer, Viscom, “КА-Интернет”, КБ “Искра”, “Радуга-Интернет”, “РуСат” и “Телепорт-Сервис”. Согласно полученным результатам, больше других абонентскую базу увеличили три оператора – AltegroSky (прирост с 1900 пользователей до 2650), “РуСат” (с нуля до 825) и HeliosNet (с 200 до 270). Остальные игроки рынка набрали в общей сложности 119 пользователей за полгода, их число достигло 926. Итоги первого полугодия подтвердили прогнозы ComNews Research о том, что интерес к комбинированному СШПД падает. Это связано с увеличивающимся покрытием удаленных точек страны фиксированными оптическими сетями, а также снижением стоимости двустороннего спутникового доступа. В результате абонентская база комбинированного СШПД уменьшилась почти на 5 тыс. человек и вплотную приблизилась к рубежу в 50 тыс. подписчиков. Напротив, интерес к двустороннему СШПД растет не только у юридических, но и у физических лиц. Очередным его стимулом стал запуск “РуСатом” проекта KiteNet в марте 2013 г. (см. новость ComNews от 12 июля 2013 г.). Он установил новую планку стоимости абонентского оборудования, в результате чего та стала сопоставима с ценой комплекта приема спутникового ТВ. “Очевидно, что с этого года началось активное развитие рынка двустороннего спутникового Интернета для частных пользователей. Это связано с тем, что стоимость оборудования снизилась до рекордно низкой отметки по сравнению с предыдущими периодами”, – соглашается с оценками исследования заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО “РуСат” Светлана Шабалина. Ее точку зрения разделили как генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев, так и пресс-служба HeliosNet. “Количество абонентов спутникового ШПД с использованием технологии VSAT растет. Однако сохранится ли тренд зимой, когда монтажи проводить значительно труднее и нет дачного сезона?” – рассуждает Пехтерев. Представитель HeliosNet добавил, что важный вклад в дело вносят и региональные партнеры, продвигая сервис на своем уровне. По мнению Шабалиной, мощный рост абонентской базы обусловлен отсутствием качественных решений для пользователей на базе других технологий. “По нашим данным, 60% пользователей спутникового Интернета находятся в центральных регионах России, вблизи больших городов, – поясняет топ-менеджер. – Уверяю вас, и в пригородах, и в небольших поселках есть серьезные проблемы и с оптикой, и с 3G, не говоря уже об отдаленных территориях”. Во втором полугодии “РуСат” продолжит делать ставку на частные домовладения и офисы небольших компаний в пригородах и на отдаленные регионы, где спрос на услуги спутникового ШПД достаточно высокий. Важная роль по-прежнему будет отведена расширению дилерской сети в регионах, в том числе созданию региональных складов. Также компания собирается расширить территорию предоставления услуги, охватив Дальневосточный федеральный округ, и ведет переговоры об аренде транспондеров на других спутниках, уточняет Светлана Шабалина. Сергей Пехтерев в целом доволен цифрами исследования: “Результаты, показанные AltegroSky, я бы не назвал провальными, особенно с учетом того, что мы не дотируем оборудование”. Однако оператор рассчитывает на большие результаты, эквивалентные общему положению на VSAT-рынке. Так, с 1 августа он предложил “революционные” тарифы для зоны “Европа”, в которую входят области, обслуживаемые через спутник Ka-Sat, в том числе “настоящий безлимит”. “Это будет нашей экспериментальной площадкой в ожидании запуска “Экспресс-АМ5″ с отечественным Ка-диапазоном”, – надеется Пехтерев. HeliosNet планирует более плотно работать с сегментом частных пользователей и малого бизнеса. “До этого времени мы не уделяли ему должное внимание, работая в основном с корпоративным и государственным сектором”, – отмечает представитель оператора. Лидеры рынка расходятся в том, какая стратегия поможет им в конкурентной борьбе. По словам Шабалиной, пользователей привлекает качество услуги, низкие цены, легкость и удобство работы и эффективная техническая поддержка. “Наше оборудование самое доступное по цене на рынке, тарифы начинаются от 299 руб. в месяц, оборудование можно настроить самостоятельно, услугу легко подключить и удобно оплачивать, наши абоненты получают полную техническую поддержку – это неплохие конкурентные преимущества”, – уверена она. В то же время HeliosNet предпочитает делать основную ставку на партнеров. Кроме этого, компания уже ввела новую линейку тарифных планов, в которой каждый сможет подобрать тариф под свои нужды и задачи. А Сергей Пехтерев считает главным “понять, какой из путей к карману потребителя наиболее короткий: с дотированием оборудования и продажей его ниже себестоимости и при этом с относительно высокими тарифами на услугу для компенсации дотаций на железо или с низкими тарифами на трафик, но продажей оборудования по его заводской цене”. По мнению руководителя исследовательского направления ComNews Research Евгения Евдокименко, во второй половине 2013 г. на вызов “РуСата” ответит большинство российских поставщиков двустороннего СШПД для частных пользователей. В результате для технически подкованных пользователей Интернета появится широкий выбор индивидуальных VSAT-станций стоимостью менее 10 тыс. руб. Кроме того, продолжится снижение цен на трафик, которое ускорится после вывода на орбиту спутников АМ5, АМ6 и АМ4R серии “Экспресс”. Абонентская база СШПД во второй половине 2013 г. может вырасти более чем на 40% по сравнению с результатом первого полугодия, полагает эксперт. “Пока нет никаких поводов менять наш прогноз, сделанный по итогам 2012 г., – уверен Евдокименко. – Согласно ему, по оптимистическому сценарию (см. новость ComNews от 30 апреля 2013 г.), к концу 2016 г. база частных пользователей вырастет до 35 тыс. подписчиков, по пессимистическому сценарию – до 12 тыс. И это, естественно, не потолок”. По мнению аналитика, в ближайшие три года нынешние лидеры отрасли сохранят передовые позиции. Однако любой оператор сможет войти в лидирующую группу, если намеченные запуски космических аппаратов будут успешными и спутниковая емкость станет расти в соответствии с нынешними планами ФГУП “Космическая связь” и ОАО “Газпром космические системы”.
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *