Трудный путь регионального ТВ
Законопроект о “21-й кнопке” практически уже стал законом, а в Госдуму уже поступил законопроект, позволяющий региональным телеканалам, получив статус “региональных обязательных общедоступных”, распространяться в эфире. Казалось бы, региональным каналам следует только порадоваться тому, как законотворцы стремятся действовать в их интересах. Однако не все так однозначно при ближайшем рассмотрении.
Законопроект №1051366-6 “О внесении изменений в статью 32-1 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” и статью 46 Федерального закона “О связи” (в части уточнения перечня обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов)”, более известный как законопроект о “21-й кнопке”, практически уже стал законом.
Госдума приняла его в трех чтениях, а на минувшей неделе Совет Федерации одобрил законопроект о “21-й кнопке” и 29 июня направил его на подпись президенту РФ
Законопроект предполагает, что в каждом субъекте РФ будет выбираться один обязательный общедоступный телеканал субъекта РФ (порядок выбора этого телеканала, кстати, будет определять правительство РФ). Кажется, что региональные вещатели наконец-то получили то, чего так долго хотели, однако не все так просто.
В законопроекте сказано, что “обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации транслируется оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (кроме оператора, осуществляющего трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с использованием сетей спутникового телерадиовещания) в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на 21-й позиции”.
Оператор же обязательных общедоступных телеканалов, согласно определению Федерального закона от 27 июля 2010 г. №221-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”, – это “оператор связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания)…”.
Иными словами, законопроект о “21-й кнопке” устанавливает обязательное место для одного из телевизионных каналов, имеющих лицензию на региональное вещание, в сетке кабельных и IPTV-операторов (операторы спутникового ТВ под законопроект о “21-й кнопке” не подпадают). О распространении региональных телеканалов при помощи эфирного вещания также речи не идет.
Конечно, то, что региональные телеканалы теперь смогут на бесплатной основе попадать в пакеты операторов кабельного ТВ и IPTV – это уже шаг вперед. Однако, как правило, региональные телеканалы, которые пользуются спросом у населения в субъектах РФ и так уже включены в пакеты операторов. Кроме того, открытым остается вопрос о том, как быть с распространением региональных каналов на тех территориях, где КТВ- и IPTV-сетей нет.
Законопроект о “21-й кнопке”, конечно, облегчит жизнь региональным телеканалам, но главный вопрос – возможность эфирного вещания региональных игроков – он не решает.
Тем временем в Госдуму еще в марте текущего года был внесен проект федерального закона №1032502-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации)”. Сейчас он находится на стадии предварительного рассмотрения, и активная работа по этому законопроекту начнется, скорее всего, уже только во время осенней сессии работы Госдумы.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он разработан “в целях включения региональных телеканалов и (или) радиоканалов субъектов Российской Федерации в перечень обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов”.
Авторы законопроекта указывают на ту проблему, о которой говорилось выше, и отмечают в пояснительной записке, что существование канала только в кабельной сети или в Интернете сократит охват вещания региональных телеканалов на неопределенное время. “В настоящее время кабельные операторы не охватывают всю территорию Российской Федерации, таким образом, часть населения автоматически лишается возможности смотреть региональные телеканалы”, – говорится в документе.
По задумке авторов законопроекта, региональные каналы, получившие статус “обязательных и общедоступных”, получат право на распространение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в частности с использованием эфирных частот. “Вещателю общероссийского, регионального обязательного общедоступного телеканала или радиоканала выдается универсальная лицензия на телевизионное вещание, радиовещание. Вещатель общероссийского, регионального обязательного общедоступного телеканала или радиоканала вправе осуществлять соответственно на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации эфирное наземное вещание с использованием радиочастот без проведения торгов (конкурса, аукциона)”, – говорится в законопроекте.
Если этот законопроект будет принят, то у региональных телеканалов все же появится возможность распространяться в эфире. Казалось бы, вот он – тот законопроект, который в связке с законопроектом о “21-й кнопке” (дающим возможность бесплатного распространения в сетях КТВ и IPTV), вернет региональные телеканалы к жизни. Но, если присмотреться к формулировкам проекта федерального закона №1032502-6, то становится ясно, что шанс вернуться в эфир получат далеко не все.
Согласно законопроекту, “региональными обязательными общедоступными телеканалами” будут считаться только те, “учредителями которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) организации, в уставном (складочном) капитале которых имеется более 50% доли (вклада) субъекта Российской Федерации”.
Иными словами, эфир могут получить только региональные телеканалы, либо напрямую учрежденные органами власти субъекта, либо контролируемые властью субъекта РФ.
Между тем в регионах достаточно много интересных и востребованных телеканалов, которые являются частными, и для них, судя по всему, возможность попасть в эфир не предусмотрена.
Отсекает часть телеканалов, которые могли бы претендовать на попадание в перечень “региональных обязательных общедоступных” также и указание в законопроекте, что “вещание осуществляется круглосуточно”. Есть ряд каналов, которые не имеют достаточного объема контента на круглосуточное вещание, но это не означает, что они не востребованы у региональной аудитории.
В любом случае, согласно тексту законопроекта, перечень региональных обязательных общедоступных каналов будет определять федеральный орган исполнительной власти. Примечательно также, что авторы законопроекта предполагают, что расходы на организацию вещания региональных обязательных общедоступных телеканалов на территории региона будет нести бюджет региона, а не федеральный бюджет.
Отметим также, что в тексте проекта федерального закона №1032502-6 напрямую не говорится о том, что у региональных телеканалов, признанных “обязательными общедоступными”, будет возможность занять позицию в мультиплексах. Неясным остается вопрос о том, в каком эфире они будут распространяться: в двух федеральных мультиплексах цифрового эфирного ТВ все места на данный момент уже заняты, а аналоговое эфирное ТВ рано или поздно будут отключать.
Резюмируя вышесказанное: несмотря на то что лобби вещателей, судя по всему, сильно и законотворцы создают проекты законов, в которых интересы региональных каналов учтены, законопроекты эти на данном этапе не дают возможности полноценно развиваться всем региональным телеканалам (без оглядки на форму собственности и принадлежность к органам власти) во всех средах распространения.
Источник: www.comnews.ru
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.